?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Так получилось, что в последний месяц я довольно часто оказывался участником яростной дискуссии между приверженцами зеркальной системы фотоаппарата и последователями беззеркалок. Но вот, что удивляло меня всякий раз в таких дискуссиях: сторонники беззеркальных систем говорили о простоте, дешевизне и удобстве своих камер, при этом напрочь забывая о технических показателях. Это побудило меня провести небольшой анализ непосредственно с технической точки зрения. При этом сразу оговорюсь – как и любое другое сложное инженерное решение, камеры обоих систем имеют как достоинства, так и недостатки, но в данной статье мы поговорим именно о недостатках беззеркальных камер.



Самая большая на мой взгляд проблема с точки зрения съемки – электронный видоискатель. Вроде бы вы можете сразу увидеть то, что будет в итоге, плюс вывести достаточно много различной информации в видоискатель. Но тут кроются следующие минусы: вывод большого количества информации перекрывает ваше поле зрения, просто мешая наблюдать за фотографируемым объектом. А по поводу того, что можно сразу увидеть яркость, ББ и прочее сразу в видоискателе – экран столь маленького размера и разрешения просто не способен передать весь яркостный и цветовой диапазон снимаемого кадра. И до сих пор не решена проблема контраста таких видоискателей – вы очень хорошо видите черный и белый, но при этом становится меньше плавных переходов в средних тонах.

И опять-таки, вы видите цифровое изображение, что неизбежно накладывает ограничения по съемке в условиях недостаточного освещения. Если в зеркальных фотоаппаратах вы видите оптическое изображение (диапазон восприятия глаза несравнимо высок), то для того, чтобы что-то увидеть в цифровой видоискатель, матрице приходится автоматом поднимать свою чувствительность, что неизбежно ведет к повышению содержания шумов в картинке видоискателя.
Представьте себе съемку в темной студии с импульсными источниками света, где параметры экспонометрии явно превышают количество пилотного света. Другими словами, выдержка, диафрагма и чувствительность поставлены для работы с импульсным светом, которого несравнимо больше, нежели чем пилотного. Таким образом, в электронном видоискателе вы практически ничего не увидите – для фотоаппарата, по сути, света нет. Или представьте себе съемку в помещении с постоянно меняющейся яркостью – например, в клубе или на концерте. Яркость изображения в цифровом видоискателе будет постоянно меняться (в зависимости от того, как работает подсветка сцены), причем с заметным запаздыванием - это связано со скоростью работы процессора.

Можно, конечно, зайти в меню фотоаппарата и поменять одну из настроек, чтобы изображение видоискателя не зависело от настроек переменных экспонометрии, но, во-первых, сразу теряется условное преимущество «что вижу в видоискатель – то и будет», а во-вторых, возвращаемся к шумности в видоискателе.

Теперь по поводу автофокуса. Все достаточно бюджетные беззеркальные камеры обладают только контрастной системой автофокуса, что ведет к длительности наведения на фокус вне зависимости от скорости мотора объектива. А вот системы с гибридным автофокусом (фазовый+контрастный) гораздо быстрее, но при этом и стоят дороже. Еще такой момент: фазовые детекторы на беззеркальных системах встраиваются в матрицу, но они менее эффективны, чем вынесенные в отдельный блок в зеркальных камерах, из-за небольшого базиса считывания, поэтому по сравнению с автофокусом зеркальных камер такое устройство менее эффективно. Единственный плюс такого встраивания фазовых датчиков в матрицу – отсутствие фронт- и бэк-фокуса. И много датчиков не значит лучше – все упирается в скорость мотора объектива. Например, у той же Sony a6000 аж 129 фазовых датчиков, перекрывающих практически всю матрицу, но при использовании с объективом Sony E 50mm F1.8 вряд ли получится сфокусироваться мгновенно. Да и использование всех датчиков предполагает фокусировку по всей площади кадра, что является достаточно редким случаем.

Еще один немаловажный фактор – наличие объективов. Для беззеркалок парк оптики на данный момент ощутимо меньше, да и выпускаются они с другим байонетом из-за разницы рабочих отрезков. И если вы захотите поставить объектив от зеркального фотоаппарата на беззеркалку, вам потребуется специальный переходник. И я бы не сказал, что дешевые переходники от сторонних производителей не подойдут, но в таком случае вы теряете фазовый автофокус. А если вы берете специальные, с возможностью поддержки фазового автофокуса, то по сути покупаете ту же зеркальную камеру, но только на 15-20 тысяч дороже при всех прочих равных.

Есть еще одна проблема, о которой очень часто умалчивают. Расход потребляемой энергии у беззеркалок гораздо больше, нежели чем у зеркальных фотоаппаратов – при съемке серьезная доля заряда батареи тратиться на сам видоискатель и постоянную работу процессора обработки и передачи изображения на электронный экран видоискателя. И да, все экраны имеют способность выгорать с течением времени.

И, наконец, по поводу цены: если мы берем фотоаппараты одного уровня, как зеркальной системы, так и беззеркальной, то эти фотоаппараты будут примерно одной ценовой категории. Зеркальные Canon 750D, Nikon D5300 и беззеркальный Sony a6000 практически одинаковы как по уровню, так и по цене. И это при том, что у той же Sony a6000 имеется ряд выраженных недостатков, которые мы обсуждали выше.

И вновь оговорюсь: данная статья ни в коем случае не является призывом отказаться от использования беззеркальных систем. Как и в случае с выбором объектива, все зависит от конкретной задачи, которую вам нужно решить.