?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В последнее время у меня уж очень много интересных бесед) Буквально вчера обсуждали с Яшей такую злободневную тему, как кризис в российской экономике. Как и в большинстве случаев, речь сначала шла о том, как все дорожает и как тяжело что-то купить. Но потом в разговоре мы коснулись темы коммерции в фотографии как рынка услуг в наше непростое время. Это и послужило основой для нынешнего поста.



Необходимая преамбула: я буду говорить только о коммерческом применении фотографии в разрезе предоставления услуг населению, не касаясь арт-рынка или каких-то узконаправленных видов фотографии.

Итак, свадебные, семейные, детские и прочие подобные съемки – это услуга. Как и любые другие «бытовые» услуги, коммерческая фотография имеет свою специфику. Например, основные загрузочные месяцы для фотографа – это весна и осень. Но услуга услуге рознь. Чем богаче общество, чем стабильнее экономика, тем больше возникает потребностей. Но вот когда экономика входит в не очень приятную фазу спада или кризиса, вновь приобретенные потребности мигом улетучиваются. Вполне естественный процесс – люди начинают экономить. В качестве примера посмотрите статистику пошива одежды на заказ и на статистику ремонта одежды в годы взлета и в годы спада. Или проанализируйте любой другой сектор рынка услуг. За редким исключением, в годы развития экономики люди предпочитают покупать новое, а в кризис – чинить старое. Фотографию можно сравнить с предметом роскоши: заказавшего фотосессию человека она не накормит, не оденет, - в общем, не удовлетворит основные потребности. И подобного рода услуги тонут в первую очередь. За примерами далеко ходить не надо, просто поспрашивайте у своих знакомых-фотографов, сколько было заказов три-четыре года назад, а сколько сейчас. А если количество заказов осталось неизменным, посмотрите на изменение цены, на состав так называемых «пакетов», на качество предоставляемых услуг и т.д.

Не секрет, что покупательская способность сейчас очень сильно упала. В четвертом квартале 2015 года индекс потребительского доверия составил -26%, что обусловлено отрицательной динамикой всех его компонентов. При этом, наибольшее снижение отмечается в оценках населением произошедших изменений в личном материальном положения и благоприятности условий для крупных покупок. По данным компании GFK, розничные продажи фототехники в 2015 году обвалились на 50% (за 1 кв 2015 -54,3%) при повышении цены на технику в среднем на 20% (в рублях). Кстати, пробовал поискать хоть какие-то цифры на Росстате – тишина и покой)

Если у человека нет денег купить фотоаппарат, то вряд ли у него есть деньги заказать услуги у фотографа.

Общий спад, а если точнее, уменьшение общего количества денег в сфере фотографии (у заказчиков) при неизменном количестве самих фотографов, ведет к жесточайшей конкуренции. И ладно, если бы конкуренция шла в форме повышения качества предоставляемых услуг. Так нет же, идет поголовное снижение цен, порой даже себе в убыток. Вспомните то жуткое количество предновогодних фотосессий по 1000 рублей (я даже как-то наткнулся на цену в 350р за два часа). Вроде бы все логично: чтобы остаться на рынке и выдавить конкурентов – демпингуй. Как мне кажется, это не очень хороший инструмент для борьбы за рынок, но это уже отдельный разговор.

Так вот, все фотографы упираются в цену, упуская из виду другие возможности. И я сейчас имею ввиду не различные маркетинговые ходы в стиле колд-коллов, выпуска брендированных ручек или различные, упаси боже, купонаторы.

У вас стало меньше заказов на съемку? Начните снимать для фотобанков (у Яши, кстати, достаточно подробно расписан этот процесс в его ЖЖ). Для этого не нужна отдельная студия и специализированное оборудование. Можно снимать все, что угодно. Вы потратите 10 минут на съемку и заливку одного кадра, но при этом он начинает приносить вам пассивный доход. Чем больше снимите – тем больше пассивного дохода, не требующего от вас каких-либо дополнительных расходов. Там, конечно, есть свои подводные камни, но сам процесс достаточно прост.

Или можно заняться смежной с фотографией областью. Подтянуть знания по обработке. Потратив недельку для знакомства с видеоредактором, начать делать слайдшоу для все тех же фотографов. Или на видеостоках купить шаблоны и темплейты, созданные западными коллегами, чтобы облегчить себе работу – относитесь к этому, как к инвестированию.

А потом полученные знания и опыт можно вновь перенести на ниву коммерческих съемок, предложить что-то новое, разработать свои собственные пакеты предложений, а не эти неизвестно откуда взявшиеся «2 часа, 10 обработанных фотографий, 2000р.» (и это еще одна обширная тема для беседы).

Ни в коем случае нельзя забывать, что коммерческая фотография – это, прежде всего, получение прибыли. И нужно относиться к этому, как к источнику заработка. И чтобы все-таки удержаться на плаву в наше непростое время, нужно всячески развивать свое дело. А возможностей для развития огромное количество. Другое дело, что нужно просто сесть, подумать, проанализировать и… сделать.