?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я думаю, у каждого фотографа была ситуация, когда после озвучивания стоимости работы заказчик округлял глаза и срывающимся голосом переспрашивал: «Сколько-сколько?». И фотограф начинает что-то невразумительно бормотать о качестве, скорости работы и т.д. В итоге, заказчик уходит, фотограф плачет, всем печально. А вы никогда не задумывались, откуда берутся эти «сумасшедшие» цены у фотографов? Причем этот вопрос адресован как заказчикам, так и «этим зажравшимся кнопконажимателям». Поразительно, но сами фотографы редко когда просчитывают стоимость своих услуг, пользуясь неизвестно откуда взявшимся шаблоном «2 часа, 10 снимков, 2000р». Давайте попробуем разобраться в такой интересной штуке, как заработок фотографа.



Необходимая преамбула: все расчеты довольно приблизительные, конечная цена зависит от уровня зарплат конкретного региона, качества работы, задействованной техники, ставок налогообложения, имеется ли постоянный крупный заказчик и т.д. И я не буду говорить о сложности заказа, о дополнительных тратах и прочем. Но, по крайней мере, будет понятен общий смысл ценообразования для фотографа. Итак, приступим.

Часть первая, или о том, как фотографы зажрались.

Средний уровень оплаты труда в 2015 году в России по данным Росстата — порядка 33278 рублей. Для удобства округлим до 33000. Для последующего сравнения нам еще понадобиться расчет стоимости человеко-часа. При условии 21 рабочего дня в месяце (247 рабочих дней в 2015 году) по 8 часов в день, получаем: 33000/21/8=196,43р/ч. – запомните эту цифру.

Промониторив рынок услуг в сфере фотографии, мы получаем следующие средние цены по двум основным направлениям в коммерческой съемке:
Свадьба – 30.000р за 8 часов работы.
Репортаж – 2000р за час.

Получается, что фотографу нужно отснять всего лишь одну свадьбу и 1,5 часа репортажа в месяц, чтобы обеспечить себе средний уровень дохода. В таком случае фотограф получает 396.000р в год без учета НДФЛ.

Я опросил 18 человек, работающих в коммерческой фотографии, на тему количества работы за 2015г. В среднем получается 20 свадеб в год и 4,8 двухчасовых репортажей в месяц. Посчитаем:
4,8*2ч*2000р*12м+20св*30.000р=230.400(за репортаж в год)+600.000(за свадьбы в год)=830.400 рублей за год.
Поделим на количество месяцев году, тем самым получив среднюю зарплату в месяц – 69.200 рублей, или 411,9 р/ч. Какой отсюда вывод? Фотограф, не напрягаясь, получает в два раза больше, чем в среднем работник по России. Товарищи фотографы, да вы зажрались! Поумерьте-ка свои амбиции, придушите жабу, снизьте цены!

Но постойте, не все так лучезарно. Давайте рассмотрим работу фотографа с точки зрения не просто «человека с фотоаппаратом», а как бизнес-организацию.
Первое, о чем мало кто задумывается – фотограф не работает 5 дней в неделю по 8 часов, те самые стандартные 40 часов неделю. По собственному опыту могу сказать, что в неделю приходится работать по 120 часов (17-18 часов в день без выходных), и это не так редко случается. Наоборот, это повсеместная практика.

Отсюда второе, о чем никто не говорит – фотограф выполняет множество разной работы с точки зрения специализации. Он не просто снимает, он еще и обрабатывает, печатает, ищет заказчиков, ведет группу в соцсети, занимается поддержкой сайта, высчитывает и платит налоги и т.д. и т.п.

Представьте себе компанию по установке окон. Там есть бригада, выполняющая непосредственно монтаж, менеджеры, ищущие заказы, закупщики материалов, бухгалтеры, ведущие учет, директор, управляющий всеми этими людьми. Минимальная стоимость покупки и установки окон зависит от тех средств, которые были потрачены в качестве зарплаты всех без исключения работников данной компании. Никому же не придет в голову сказать, что я, мол, заказал только работу непосредственно бригады монтажников, зачем я буду платить за бухгалтера или менеджера?

Так почему же мы постоянно слышим о том, что «этожфотограф», у него работа такая – делать все на всех этапах от съемки до отдачи материала. Почему никто не разделяет эту работу на отдельные специальности?

Получается, что с точки зрения коммерческой организации работа фотографа подразделяется на: непосредственно человека, ведущего съемку; обработчика; менеджера; бухгалтера. Это необходимый минимум. Сделаем расчет на основе средней зарплаты при условии, что все работники хотят получать эту самую среднюю зарплату, за исключением бухгалтера – мы его пригласили со стороны, чтобы снизить конечную стоимость (да и работа у него для нашей организации от случая к случаю).

Итак:
Фотограф+обработчик+менеджер+бухгалтер(средняя стоимость по Ростову 3,500 р/м)= 33000+33000+33000+3,500 = 102500р/м.
Именно столько должна зарабатывать компания, чтобы обеспечить зарплатой всех этих людей. Просто зарплатой, без учета амортизации оборудования, докупки техники, трат на развитие и расширение, форс-мажорных обстоятельств… Вы, конечно, можете сказать, что это все неправильно – работает-то один человек, он не может работать как 4 человека по 8 часов в день каждый, тем более, что в сутках 24 часа. Нет, конечно, не может. Но он работает 120 часов в неделю против 40 стандартных! А если он только снимает, отдав все остальные функции другим людям, то в цену все равно приходится закладывать стоимость работы этих людей. И поверьте, итоговая цифра будет еще больше. Кстати, как-нибудь поинтересуйтесь у фотографа, когда он в последний раз высыпался) А еще внимательно так подумайте, готовы ли работать за троих, но получать зарплату за одного?

Простите, но вот еще немного цифр: снизим время работы до 14 часов в день (малость ленивый у нас фотограф:), и посчитаем средний доход в месяц: 14*30*196,43 (помните, чуть раньше высчитывали стоимость человеко-часа в среднем по России)=82500,6р/м. А теперь вспомним наш расчет для 20 свадеб в год и 4,8 двухчасовых репортажей в месяц - 69.200 рублей.

После всех этих расчетов получаем:
Идеальный доход – 102.500 р/м
Средний доход по России с учетом 14ч/д – 82500,6 р/м
Реальный доход – 69.200 р/м

Парам-пам-пам. Наш фотограф получает меньше, чем организация из трех человек (плюс приглашенный бухгалтер) в среднем по России. Работает за троих, а толку никакого.

А вот теперь прибавьте все, неучтенное нами: налоги (на прибыль, ПФР,ФМС), амортизация оборудования, накопления на развитие, аренда офиса, кубышка для форс-мажорных обстоятельств…

Я не устаю повторять о том, что работа фотографа, будь-то коммерция или личные съемки, – это тяжелый труд, который в большинстве случаев просто не виден. Именно отсюда происходит недоумение заказчика при виде вашей цены: он видит только процесс съемки и не представляет, сколько всего за этим кроется.
Конец первой части =)

Дабы не слишком усложнять текст множественной мелкой информацией, вторая часть (о непосредственно ценообразовании для разных видов съемки) будет чуть попозже.

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
pierwszy
Jan. 27th, 2016 02:56 pm (UTC)
да чьо там эти фотографы?! кнопку нажимают и бабло гребут! ))
vbatkovich
Jan. 27th, 2016 03:03 pm (UTC)
И не говори) Снижай цены)))
pierwszy
Jan. 27th, 2016 03:04 pm (UTC)
зачем снижать?! работать доплачивая!
tani_savo
Jan. 27th, 2016 04:52 pm (UTC)

Хорошая статья

vbatkovich
Jan. 27th, 2016 08:43 pm (UTC)
Спасибо)
melnikof
Jan. 28th, 2016 11:19 am (UTC)
неосилил - слишком много цифер!
( 6 comments — Leave a comment )