?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вчера к этому посту чего только не понаписали) Я даже узнал, что голубой цвет подавляет аппетит.

"Голубой цвет действительно снижает аппетит. Психологи даже рекомендуют посуду холодных оттенков для снижения аппетита, в результате чего уменьшаются порции" (с)

Как человек любопытный, решил немного изучить эту тему.




Итак, я начал искать любые исследования, которые касаются влияния цветов пищи/посуды/окружения на процесс питания. И вот что странно - результаты есть, но они дико разнятся, а об исследователях практически не упоминается. Просто говорится "ученые недавно обнаружили", "британские исследователи выяснили", "институт диетологии Канады выявил". Ни имен, ни названий институтов, ни исследовательских групп, ни их дипломов и достижений. Но возникает ощущение, что кто-то что-то там делал. Очень похоже на первое правило сплетни - ссылка на неких "знающих" людей, так называемое "авторитетное мнение": "Люська с третьего подъезда сказала", "в книге было написано", "мне один профессор сказал". И в большинстве своем мы уже не можем критически относится к последующей информации, безоговорочно доверяя неизвестной нам Люське.

Если вы последователь Шамбалы, адепт космических психофазовых волн или рептилоид - пропустите следующий абзац.

Вот пример: "Доктор Александр Шаусс (Dr. Alex Schauss), ученый института Биосоциальных исследований в Такоме, утверждает, что энергия цвета входит в наше тело и стимулирует гипофиз." Что, простите? Согласно учебникам физики, которым я доверяю несколько больше, у цвета нет энергии. Но тем не менее, он все-таки доктор, ерунду не скажет. И личность достаточно интересная. А. Шаусс, согласно его словам, пятнадцать лет изучал некие ягоды Асаи и пришел к заключению, что это самая великолепная ягода в мире, омолаживает организм, наполняет антиоксидантами и прочее. И всячески хвалит компанию MonaVie, которая занимается распространением продуктов питания на основе этой ягоды. У людей с критическим мышлением уже зажглась лампочка, сигнализирующая о брехне, как минимум, лукавстве. Начинаем смотреть данные по компании и, - вуаля! - "компания никогда не утверждала, будто её продукция способствует общему здоровью и хорошему самочувствию. Все подобные заявления — дело дистрибьюторов. Исследований, подтверждающих медицинский эффект, не проводилось, а FDA (американское государственное Управление по контролю качества продуктов и лекарств) ставит под сомнение безопасность продукции компании." Более того, в 2007 FDA вынесло официальное предупреждение распространителю MonaVie Кевину Воуксу за публикацию на сайте недостоверных сведений о якобы лечебных свойствах MonaVie. Вы все еще доверяете такому авторитетному мнению?

Но мы отвлеклись.
Согласно этому, этому и вот этому красный повышает аппетит, а синий - понижает. Все три "источника" ссылаются на "многочисленные исследования".
Здесь же - синий снижает аппетит, но только у мужчин. Источник - группа исследователей из Университета Арканзаса (США) под руководством профессора Хан-Сиок Сио (Han-Seok Seo), и речь идет не столько о цвете еды или тарелок, сколько о влиянии освещения в холодных, теплых и нейтральных тонах.
И вдруг - красный цвет посуды снижает аппетит. Опять неизвестные британские ученые.
И напоследок - красный цвет в большинстве случаев, связанных с едой, отталкивает, но с точки зрения быстрых решений - привлекает.

Я потратил довольно много времени в поисках исследований на тему влияния цветов. Журналы Marketing Research, Consumer Research и Ethnologist говорят одно, исследования University of Illinois и Ludwig-Maximilians-Universität München - другое, и таких примеров огромное количество.

Безусловно, цвет влияет на наше восприятие. А как именно - это большой вопрос, потому что в самом исследовании невозможно соблюсти чистоту эксперимента, за счет чего выходные данные постоянно меняются. А загвоздка вот в чем: само восприятие цвета является субъективным. И невозможно найти хотя бы двух человек со стопроцентным совпадением восприятия в силу физиологических причин (степень экспрессии полиморфных зрительных пигментов), психических (субъективное восприятие цвета, основанное на опыте) и культурных (эмоциональное и прикладное восприятия цвета зависит от традицией внутри относительно изолированного развития этноса). И все эти причины невозможно хоть как-то нивелировать, а тем более ввести в рамки статистической погрешности.

Если вам кажется, что красный цвет заставляет вас ночью лезть в холодильник, а синий ассоциируется с пропавшей едой, значит так оно и есть. Но только для вас, и ни для кого больше. А если вам встретится человек, у которого при виде синей тарелки начинают течь слюни, просто покормите его. И да пребудет с вами Радуга =)